У россиян может появиться возможность запретить сбор данных о себе. Данную норму собираются включить в готовящийся законопроект о регулировании больших пользовательских данных.
О том, что законодатели могут дать россиянам возможность запрещать компаниям собирать о них «большие данные», в интервью РБК рассказал помощник президента Игорь Щеголев.
Он пояснил, что с развитием промышленного интернета и интернета вещей объем данных, «по которым можно будет однозначно вычислить человека, с которым эти данные связаны, будет увеличиваться».
«И не всегда эти данные могут быть квалифицированы напрямую как персональные», — отметил помощник президента.
Сейчас, уточнил Щеглов, есть «явления, которые находятся на грани, в серой зоне, просто пока эта зона не отрегулирована».
«Когда, например, операторы связи передают данные об абонентах банкам и другим компаниям. Строго говоря, они собирают данные о пользователях, которые прямо не прописаны в законе о персональных данных. Но они явно были собраны не в тех целях, на которые давал согласие абонент», — пояснил Щеголев.
Именно поэтому, уточнил помощник президента, рассматривается идея о том, чтобы у пользователя появилось больше возможностей влиять на судьбу тех данных, которые о нем получены:
«Раз уж такие данные могут начать влиять на судьбу хозяина».
Щеголев подчеркнул, что пользователи, когда они подписываются под пользовательскими соглашениями, понимают, что их данные будут собирать для определенных целей.
«Но с течением времени их стали использовать по-другому. У людей должно быть понимание, что о них собирается и для каких целей это используется. Должна быть возможность сказать: «Для этого я готов такие-то данные предоставлять и готов, чтобы они таким образом использовались, а для этого не готов. Поэтому, будьте любезны, эти данные обо мне больше не используйте», — пояснил Щеголев.
Аналогичное регулирование вводят сейчас в ЕС:
«Там не только обсуждаются подобного рода меры, но некоторые уже принимаются в рамках реформы телекоммуникационного рынка и защиты персональных данных», — подытожил Щеголев.
Напомним, в ноябре 2016 года глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что рабочая группа по вопросам развития интернета при администрации президента начала разработку законопроекта, регулирующего работу с большими пользовательскими данными.
Пока нет четкого определения этого понятия. Представитель рабочей группы рассказал, что это абсолютно все данные о пользователе, собранные информационными системами и устройствами, включая и соцсети. По мнению главы Роскомнадзора, к этой категории данных можно отнести практически всю информацию о геолокации, биометрии, а также о пользовательском поведении на различных сайтах.
Ранее стало известно, что интернет-холдинг Mail.Ru Group собирается продавать данные о пользователях всех своих проектов. Информация будет обрабатываться и передаваться заказчикам только в обезличенном виде. Похожие намерения и у Сбербанка, там речь идет о прогнозных и статистических моделях, в основу которых лягут обезличенные данные о банковских клиентах.
Источник: Деловой квартал